Как называется способность человека перестраивать свою. Методика воспитания координационных способностей. ?Вопросы и задания для самоконтроля

Одной из основных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, полностью проявляющаяся в целенаправленной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят , быстроту, и ловкость.

Быстрота

Быстрота - это способность человека выполнять двигательные действия в минимальное для данных условий время, без снижения эффективности техники, выполняемого двигательного действия.

Делится на 2 группы:

  • быстрота одиночного движения (например бег)
  • быстрота двигательных реакций - это процесс, который начинается с восприятия информации побуждающих действия и заканчивается с началом ответных реакций.

Ловкость

Ловкость - это способность человека решать двигательную задачу за короткий период обучения, а также перестраивать свои двигательные действия, в изменяющихся внешних условиях.

Делиться на две группы:

  • статическое равновесие (без перемещения)
  • динамическое равновесие (с перемещением)

Ловкость развивается в необычных положениях, которые выполняются при изменении внешних условий выполнения упражнения.

Сила

Сила - это способность человека преодолевать внешние и внутренние сопротивления, по средству мышечных напряжений.

Различают:

  • абсолютная сила - это величина максимальных усилий
  • относительная сила - это величина абсолютной силы отнесенная на килограмм массы тела

Градиент силы - это способность человека приращивать усилия в единицу времени (например подтягивание на время)

Гибкость

Гибкость - это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой.

Различают:

  • активная гибкость - увеличение амплитуды за счет напряжения мышц
  • пассивная гибкость - амплитуда достигается за счет внешних растягивающих сил

Разница между активной и пассивной гибкостью называется "запас гибкости"

Выносливость

Выносливость - это способность человека противостоять утомлению, выполнять работу без потери ее эффективности.

Утомление - это временное снижение работоспособности, вызванное умственной или физической нагрузкой.

Фазы утомления

  • усталость: это субъективное ощущение утомления.
  • компенсированное утомление: при этой фазе возможно поддержание мощности работы за счет дополнительных волевых усилий.
  • некомпенсированное утомление: это снижение общей мощности работы, вплоть до ее прекращения.

Основным средством развития выносливости является упражнения, достаточно длительной нагрузки.

Относительно динамики изменений показателей физических качеств используют термины «развитие» и «воспитание». Термин «развитие» характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин «воспитание» предусматривает активное и целенаправленное влияние на рост показателей физического качества.

В современной литературе пользуются терминами «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они не тождественны. В общем двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие двигательные возможности человека.

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления-двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специальную выносливость. Следует помнить, что, когда речь идет о развитии силы мышц или скорости, под этим нужно подразумевать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.

У каждого человека двигательные способности развиты по-разному. В основе развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков:

  • анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов - сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры больших полушарий, степень функциональной зрелости ее отдельных зон);
  • физиологические особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем - максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения;
  • биологические (особенности окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения);
  • телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани);
  • хромосомные (генные).

На проявление двигательных способностей влияют также психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний).

О способностях человека судят не только по его достижением в процессе обучения или выполнения какой-нибудь двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает умения и навыки.

Физические качества - это различные стороны двигательных возможностей человека, степень овладения определенными движениями.

Известно, что любой человек может научиться кататься на коньках или на велосипеде . Но это не значит, что любой человек сможет пробежать на коньках 10 км или проехать 100 км на велосипеде. Это сможет только тот, у кого развита сила, быстрота, выносливость, ловкость. Мы говорим: человек сильный, быстрый, выносливый, ловкий. Этими словами и обозначают физические, или, как их еще называют, двигательные, качества.

Изменение физических качеств с возрастом.

Без достаточного развития физических качеств нельзя серьезно мечтать о каких-либо успехах в спорте. Физические качества развиваются во время тренировок, занятий физическими упражнениями. От степени их развития и зависит физическая подготовка спортсмена. Общая физическая подготовка - разностороннее развитие всех качеств; специальная физическая подготовка-развитие физических качеств, необходимых в определенном виде спорта.

Развитие физических качеств (например, силы ) - это не самоцель. Определенная сила нужна спортсмену, чтобы быстрее овладеть необходимыми двигательными навыками. Если у подростка нет силы поднять прямые ноги к перекладине из виса, то он никогда не научится выполнять подъем разгибом, как бы хорошо он ни знал технику выполнения этого гимнастического элемента. Поэтому, прежде чем выучить какое-либо движение, надо обязательно хорошо сделать целую серию подготовительных упражнений. Физические качества важны. Они помогают занимающимся научиться управлять своими движениями, воспитывают двигательный навык. А для этого важно, чтобы физические качества развивались всесторонне и своевременно. Дисгармония в их развитии - такое же отклонение от нормы, как и диспропорция в телосложении. Помогают развить физические качества нормативы комплекса ГТО. Спортсмены, чтобы получить разряд или звание по избранному виду спорта, обязательно сдают нормы комплекса ГТО.

В жизни человека имеются определенные периоды, когда лучше всего можно развить то или иное двигательное качество. Это следует учитывать при тренировках. Чтобы оценить уровень развития физических качеств, используют различные тесты или контрольные упражнения. Основным показателем силы как двигательного качества является максимальная величина развиваемого мышцами напряжения. Измеряют силу различными динамометрами. Известно, что сила мышцы зависит от ее толщины. При одинаковом уровне тренированности люди большего веса могут проявить большую силу. Для сравнения силы людей разного веса пользуются понятием «относительная сила» , т. е. максимальное напряжение.

Абсолютная сила - сила, приходящаяся на 1 кг веса спортсмена. В видах спорта, связанных с перемещениями тела спортсмена в пространстве, важное значение имеет относительная сила .

Для каждого вида спорта требуется развитие силы определенных групп мышц. Для штангистов наиболее важно развить мышцы рук, ног и туловища, для прыгунов - ног, для гимнастов - мышц плечевого пояса. Чтобы развивать различные мышцы, надо постоянно менять упражнения.

Быстрота . Существуют два слова для определения одного и того же двигательного качества: быстрота и скорость. Скорость бега, например, зависит от частоты и длины шагов, от силы мышц ног. Для характеристики этого физического качества пользуются понятием «быстрота», - которая складывается из трех показателей: времени двигательной реакции (времени ответа на какой-либо заранее известный сигнал); времени отдельного движения; частоты, темпа движений. Быстроту можно определить как способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Скоростные способности человека относительны: можно очень быстро выполнять одни движения и значительно медленнее другие. Если движения разные, например бег и плавание, то можно быстро бегать и очень медленно плавать . Для каждого движения быстроту нужно развивать отдельно, хотя и в сходных движениях имеет значение приобретенный ранее навык. Чтобы воспитать быстроту, нужно чтобы была правильно освоена техника упражнения. Упражнение выполняют в полную силу, как можно быстрее и в короткий промежуток времени, так как долго поддерживать максимальную скорость невозможно. Число повторений должно быть таким, чтобы очередная попытка не вызывала снижения скорости. Между попытками необходимо отдохнуть, чтобы упражнения напоминали соревнования или игры.

Выносливость - способность человека к длительному выполнению какого-либо вида деятельности без снижения его эффективности, способность противостоять утомлению. Различают общую выносливость - способность длительно выполнять различные виды движений умеренной интенсивности - и специальную выносливость - способность длительно сохранять работоспособность. Чтобы развить выносливость, нужно постепенно увеличивать время выполнения упражнений умеренной интенсивности: бежать в спокойном темпе, идти на лыжах, плавать. В дальнейшем надо постепенно увеличивать скорость прохождения дистанции. С развитием выносливости воспитываются волевые качества , развивается способность, как говорят спортсмены, «терпеть» на дистанции. Появление чувства тяжести в ногах (ноги, как гири), стеснение в груди (сердце вот-вот выскочит), удушье (нечем дышать), апатия (зачем все это нужно) - признаки наступления так называемой мертвой точки. От спортсмена требуется большая сила воли , чтобы преодолеть это состояние. После этого наступает «второе дыхание», спортсмен испытывает чувство облегчения и может еще долго продолжать работу. Главная причина «мертвой точки» - недостаточная перестройка работы сердца и органов дыхания. Это состояние появляется при чрезмерно высокой нагрузке или скорости в начале дистанции, если разминка перед забегом была недостаточной или если спортсмен плохо подготовлен физически. Волевые качества развиваются и при спуртах - ускорениях на дистанции.

Развитие выносливости требует времени и терпения.

Ловкость - способность человека быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями изменяющейся обстановки.

Ловкость - это сложное двигательное качество, и измерить его очень трудно.

Показатель ловкости - точность выполнения движения, высокая координация, быстрая реакция, способность к быстрому овладению новыми движениями. Нагляднее всего ловкость проявляется в спортивных играх и в видах спорта, связанных с единоборствами: боксе, борьбе, фехтовании.

Для развития ловкости надо постоянно менять упражнения и усложнять условия их выполнения.

Среди других физических качеств очень важны: гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой; координация - умение точно и экономно выполнять различные движения; равновесие - умение сохранять заданное положение тела, а также чувство времени, ритма, пространства.

Наивысшего развития какого-либо физического качества невозможно достичь без высокого уровня развития других физических качеств. Физическая подготовленность должна быть разносторонней.

Большое значение для улучшения физической подготовленности имеет точное знание и регистрация спортивных результатов.

Каждый школьник, каждый спортсмен должен записывать и знать свои результаты. По ним можно судить, насколько изменилась физическая подготовка. Такие записи наглядно покажут эффект занятий физическими упражнениями.

1.Физическая подготовка- это педагогический процесс направленный на совершенствование физических качеств и достижение максимального спортивного результата.
2.Ловкость- способность человека быстро овладеть новыми действиями и перестраивать двигательную деятельность в связи с имеющейся обстановкой.
3.Выносливость-это способность человека совершать длительное время работу не снижая Ее эффективность.
4.Целеустремленность- это ясное осознание целей и задач стоящих перед спорсменом активное и неуклонное стремление повышение своего мастерства
,трудолюбие.
5.Настойчивость- неуклонное длительное и активное достижение намеченной цели в том числе неожиданных трудностей позитивная установка на содержание трудностей.
6.Воля- сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности при преодолении внешних и внутренних трудностей совершени целенаправленных действий и поступков.
7.Способность- совокупность качеств личности отвечающая объективным условиям и требований к определенной деятельности и обеспечивает успешное Ее выполнение.
8.мотив- это осознаваемое или неосознаваемое Побуждение,лежащие в основе выбора спортивной деятельности, а также выполнения тренировочной работы участие в соревнованиях, поступков.
9.мотивация-совокупность причин, определяющих активность и целенаправленность тренировочной и целенаправленной деятельности.
10.потребность- это отражение в сознании нужды, часто переживаемое как внутренее напряжение и побуждающее психическую активность связанную целепологанием
11.прихорегуляция- это комплекс мероприятий направленный на фармипрвания у спортсмена особого состояния, позволяющего ему наиболее эффективно реализовать свои возможности.
12.аутотренинг- это метод самовнушения, который основан на многократно повторяющемся словесных утверждениях и самоприказов.
13. Внушение- это метод психического воздействия на личность который позволяет специалисту вызвать у спортсмена определённые чувства и состояние.
14.мобилизация- это процесс вызывающий активацию психической деятельности спортсмена, позволяющий успешно выполнить двигательную задачу или успешно выступить в соревновании
15.переутомление- состояние организма,которое характеризуется существенным увеличением времени восстановления работоспособности после больших нагрузок.
16.быстрота-способность человека совершать движения в минимальный для данный условий промежуток времени.
17.сила-способность человека совершать действия с определенным мышечным напряжением (усилием)
18.рефлекс-это ответная реакция организма на раздражения из внешней или внутренней среды, осуществляемая при участии ЦНС.
19.гетерорегуляция-это воздействия на спортсмена со стороны (тренер, психолог, врач)
20.психическая саморегуляция-это воздействие спортсмена на самого себя с помощью слов, соответствующих мысленных образов, представлений и воображения.

Ловкость - способность человека быст­ро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваи­вать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость - сложное комплекс­ное двигательное качество, уровень развития которого определя­ется многими факторами. Наибольшее значение имеют высоко­развитое мышечное чувство и так называемая пластичность кор­ковых нервных процессов. Основу лов­кости составляют координационные способности.

Двигательно-координационные способности - способности быстро, точно, целесообразно, экономно и на­ходчиво (наиболее совершенно) решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

1. Способности точно соизмерять и регули­ровать пространственные, временные и динамические параметры движений (от «чувства пространства», «чувства време­ни» и «мышечного чувства»).

2. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие (зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статичес­ких положениях и ее балансировке во время перемещений).

3. Способности выполнять двигательные дей­ствия без излишней мышечной напряженности (управление тонической напряженностью и коор­динационной напряженностью).

Проявление координационных способностей зависит от цело­го ряда факторов:

Способности человека к точному анализу движений; деятельности анализаторов и особенно дви­гательного;

Сложности двигательного задания; уровня раз­вития других физических способностей (скоростные способнос­ти, динамическая сила, гибкость и т.д.);

Смелости и решитель­ности;

Возраста;

Общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двига­тельных умений и навыков)

53 Домашние задания по физической культуре: их особенности, ос­новное содержание, контроль за выполнением.

Физическое воспитание детей нельзя полностью осуществить только на уроках физической культуры. Необходима дополнительная двигательная деятельность занимающихся в виде выполнения домашних заданий по физической культуре. Домашние задания – вариант самостоятельной деятельности уч-ся по ФВ (необходимое звено по предмету ФК). С помощью домашних заданий решаются следующие учебно-воспитательные задачи:



1) повышение двигательной активности детей;

2) укрепление основных мышечных групп;

3) формирование правильной осанки;

4) подготовка к выполнению учебных нормативов и требований программы.

Осуществляется с 1 по 11 классы.

1-4 кл. – соблюдение гигиенического режима, умение выполнять УГГ, подбирать ОРУ для развития ф. качеств, организовывать самостоятельные игры; 5-9 кл. – влияние ФУ на системы организма, компоненты ФК личности, развитие волевых и нравственных качеств, самостоятельная тренировка двигательных способностей, ЗОЖ; 10-11 кл. – ФУ по месту жительства, организация самостоятельной спортивной тренировки, навыки самоконтроля.

54 Техническая подготовка юных спортсменов (цель, задачи, содержание, организационные формы). Техническая подготовка – педагогический процесс, направленный на совершенное овладение системой движений (техники) данной спортивной дисциплины, и направленной на достижение высоких спортивных результатов.Цель – обучение спортсмена основам техники соревновательной деятельности или упражнений, служащихсредством тренировки, совершенствование избранных форм техники.Общая техническая подготовка заключается в расширении фонда двигательных умений и навыков, в воспитании двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта. Специальная техническая подготовка направлена на формирование таких умений и навыков выполнения соревновательных действий, которые позволяют с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в соревнованиях, обеспечивают прогресс технического мастерства.

Средства: общеподготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения.

55 Особенности применения средств и методов для совершенствования координационных способностей у занимающихся различ­ных возрастных групп.

ФУ повышенной координа­ционной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность можно увеличить за счет изменения про­странственных, временных и динамических параметров, за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снаря­дов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограничен­ный промежуток времени.

Общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц (без пред­метов и с предметами, относительно простые и достаточно слож­ные, выполняемые в измененных условиях, при различных положе­ниях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии; подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местно­сти, горнолыжный спорт)).

Это упражнения по выработке чувства простран­ства, времени, степени развиваемых мышечных усилий:

а) подводящие упражнения, способствующие освоению новых форм дви­жений того или иного вида спорта;

б) развивающие упражнения, направленные непосредственно на воспита­ние координационных способностей, проявляющихся в конкрет­ных видах спорта.

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выпол­няться автоматически.

Методы:1.Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Воспитание способности перестраивать двигательную деятель­ность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методичес­кий подход находит большое применение в базовом физичес­ком воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.

2. Повышение пространственной, временной и силовой точ­ности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко использует­ся в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.

3. Преодоление нерациональной мышечной напряженности (излишняя напряженность мышц (неполное рас­слабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызыва­ет определенную дискоординацию движений, что приводит к сни­жению проявления силы и быстроты, искажению техники и преж­девременному утомлению).

Метод вариативного упражнения со многими его разновидно­стями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода - со строгой и нестрогой регламентацией вариативно­сти действий и условий выполнения. К первому относятся следу­ющие разновидности методических приемов:

Строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых па­раметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в пол силы; изменение скорости по предварительному зада­нию и внезапному сигналу темпа движений);

Изменение исходных и конечных положений (бег из положе­ния приседа, упора лежа);

Изменение способов выполнения действия (бег лицом впе­ред, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

- «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);

Выполнение освоенных двигательных действий после воз­действия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);

Выполнение упражнений с исключением зрительного конт­роля - в специальных очках или с закрытыми глазами (напри­мер, упражнения в равновесии, ведение мяча и броски в кольцо).

Методические приемы не строго регламентированного варьи­рования связаны с использованием необычных условий естествен­ной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местно­сти), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-так­тических действий в условиях не строго регламентированного вза­имодействия партнеров.

Игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо опре­деленными двигательными действиями и т.п.

Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся дос­таточно физически и координационно подготовлены в предлагае­мом для состязания упражнении.

56 Планирование учебной работы по физическому воспитанию в школе; цель, задачи, виды, документы планирования, порядок их составления; формы планирования: тематическое и поурочное, исходный материал планирования, использование в практике.

Планирование физического воспитания - это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контин­гентом занимающихся.

Перспективное планирование - это планирование на длитель­ный срок (например, в общеобразовательной школе на несколь­ко лет с распределением программного материала по годам обу­чения).

Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе - это планирование на учебную чет­верть).

Оперативное планирование осуществляется на ближайшее вре­мя (на предстоящее занятие).

При разработ­ке любого плана желательно придерживаться такой последователь­ности основных операций.

1. Сведения о контингенте занимающихся (о состоянии здоровья, уровне физи­ческой и спортивно-технической подготовленности и др.) 2. Цели и задачи учебно-воспитательного процесса.

3.Нормативы и требования, которые должны быть выполнены занимающимися на соответствующих этапах. 4.Разделы программы занятий и расчет учеб­ного времени на разработку теоретического и практического со­держания программы, ее прохождение. 5.Рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по перио­дам, этапам, отдельным занятиям и уточняются объем и интен­сивность нагрузок. 6.Общая организация работы по реализации пла­на, подбираются методы и формы занятий для решения постав­ленных педагогических задач. 7.Оформление плана (просматри­ваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагру­зок и т.д.

Планирование носит последовательный харак­тер и осуществляется по признаку от обобщенного к более де­тальному.

Основными документами планирования в фи­зическом воспитании: учебный план, учебная про­грамма, план-график учебного процесса, рабочий (тематичес­кий) план, расписание занятий, планы-конспекты занятий.

Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учеб­ных заведений, спортивных школ и других организаций разраба­тываются государственными органами (министерствами, комите­тами). Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и пла­ны-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями.

Учебный план - основной (исходный) доку­мент, на основе которого осуществляется вся многогранная рабо­та по физическому воспитанию в государственных учебных заве­дениях всех уровней.

Учебным планом устанавливаются: а) общая продолжитель­ность занятий по физическому воспитанию в общеобразователь­ной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах; б) разделы (виды) про­граммного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.

Учебная программа - это документ планирования учебной ра­боты, в котором определяются:

а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса;

б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируе­мый срок занятий, перечень основных физических упражнений, средств, обеспечивающих решение поставленных задач;

в) зачетные требования и учебные нор­мативы (тестовые показатели).

Программа по физическому воспитанию состоит из разделов: 1- уроки физической культуры; 2 - физкультурное оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 3 - физи­ческая культура во внеурочное время; 4 - физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Структура программы: 1 - пояснительная записка (цель и задачи курса физического воспитания, особенности контин­гента занимающихся, структура программы, методы и формы занятий, указания по пла­нированию и учету и др.); 2 - учебный материал по теоретическому и практическому разделам (перечень основных теоретических тем для изучения, описание всех физических упражнений, подлежа­щих освоению по годам обучения), зачетные требования и учебные нормативы; 3) приложение (список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, ти­повой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходи­мого для обеспечения занятий по физической культуре, пример­ные карты физической подготовленности и развития учащихся и др.). План-график учебного процесса - целесообраз­ная последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неде­лям на протяжении одного (количество часов на каждый раздел). Рабочий (тематический) план - последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти (конкретные учебно-воспитательные задачи уроков (общие и частные); теоретичес­кие сведения по физическому воспитанию; средства, методы, величины нагрузок; контрольные упражнения (тесты)). В рабочем плане фиксируется методическая последовательность прохождения учебного материала и одновременно раскрывается содержание каждого конкретного урока. Расписание занятий должно быть по возможности постоянным стабильным и предусматривать примерно равные промежутки вре­мени между занятиями по физическому воспитанию. План-конспект урока (занятия) - полный детализированный сценарий предстоящего урока (номер занятия по рабочему плану, основные и част­ные задачи урока, средства, параметры нагрузки (количество повторений, интенсивность, продолжительность) и отдыха по всем упражне­ниям, организационно-методические указания).

57 Морально-волевая подготовка юных спортсменов (цель, задачи, содержание, организационные формы).

Морально-волевая подготовка – система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности, психических качеств. Создает психическое состояние, способствующее наибольшему использованию физической и технической подготовленности, позволяет противостоятьпредсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (страх перед возможным поражением, неуверенность в своих силах, скованность, перевозбуждение). Цель – реализация потенциальных возможностей личности спортсмена, обеспечивающих эффективнуюдеятельность.

Задачи: - формирование мотивационных установок, - воспитание волевых качеств, - развитие интеллекта, - достижение психической устойчивости к нагрузка - воспитание коомуникативных свойств личности, взаимоуважения, чувства коллективизма.Общая психическая подготовка – обучение универсальным приемам, обеспечивающим готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, концентрации и распределения внимания, мобилизации на максимаьные физические и волевые усилия. Психическая подготовка к конкретному соревнованию. Средства и методы морально–волевой подготовки:

Мобилизующие – на повышение психического тонуса (самоприказы, убеждение, возбуждающий массаж); - коррегирующие; - релаксирующие – снижение уровня возбуждения, облегчают процесс восстановления (последовательное возбуждение и расслабление мышц, психорегуляция).

Подбор заданий, содействующих сплочению коллектива;

Организация совместных действий, взаимопомощь, взаимовыручка;

Поощрение положительных и порицание отрицательных поступков;

Упражнения, связанные с преодолением нерешительности и страха.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: