Проблемы применения административного наказания в виде запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Приказ об утверждении Порядка предоставления организаторам официальных спортивных соревнований списка лиц,

Приказ Министерства спорта РФ от 22 апреля 2014 г. N 256
"Об утверждении Порядка предоставления организаторам официальных спортивных соревнований списка лиц, которым запрещено посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения"

В целях реализации части 1.5 статьи 20 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2010, N 19, ст. 2290; 2012, N 53, ст. 7582; 2013, N 23, ст. 2866; N 30, ст. 4025) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления организаторам официальных спортивных соревнований списка лиц, которым запрещено посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

2. Определить Департамент развития летних видов спорта и координации подготовки к чемпионату мира по футболу (Кабельский Г.Е.) ответственным за получение из Министерств внутренних дел Российской Федерации списка лиц, которым запрещено посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения, и его предоставление организаторам официальных спортивных соревнований.

3. Отделу информационных технологий Департамента науки и образования (Макухин В.Ю.) обеспечить создание защищенных каналов для предоставления списка лиц, которым запрещено посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения организаторам официальных спортивных соревнование с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716, N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407, N 31, ст. 4173, ст. 4196, N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263, N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651, N 30, ст. 4038).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации П.А. Колобкова.

В.Л. Мутко

Регистрационный N 32846

Порядок
предоставления организаторам официальных спортивных соревнований списка лиц, которым запрещено посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения
(утв. приказом Министерства спорта РФ от 22 апреля 2014 г. N 256)

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок предоставления организаторам официальных спортивных соревнований списка лиц, которым запрещено посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (далее - Порядок) определяет процедуру предоставления организаторам официальных спортивных соревнований списка лиц, которым запрещено посещение мест проведения официальных спортивных соревнований (далее - список лиц).

2. Ведение списка лиц осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации в соответствии с частью 1.5 статьи 20 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2010, N 19, ст. 2290; 2012, N 53, ст. 7582; 2013, N 23, ст. 2866; N 30, ст. 4025).

3. МВД России по запросу Министерства спорта Российской Федерации еженедельно представляет список лиц в Министерство спорта Российской Федерации.

4. Предоставление списка лиц организаторам официальных спортивных соревнований осуществляется Департаментом развития летних видов спорта и координации подготовки к чемпионату мира по футболу Минспорта России (далее - Департамент).

5. Департамент обеспечивает сохранность, целостность сведений, содержащихся в списке лиц, своевременное внесение в список лиц изменений и сведений, полученных из МВД России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также предоставление указанного списка лиц организаторам официальных спортивных соревнований на основании заявления на получение списка лиц и документов, указанных в пункте 8 Порядка.

II. Предоставление списка лиц организаторам официальных спортивных соревнований

6. Организатор официального спортивного соревнования направляет в Минспорт России заявление на получение списка лиц и документы, указанные в пункте 8 Порядка.

7. Заявление на получение списка лиц должно содержать идентификационные сведения о лице его направившем, а именно:

а) полное наименование юридического лица, юридический адрес, исходящий регистрационный номер, фамилию, имя, отчество (при наличии) и подпись должностного лица юридического лица - в случае, если запрос направляется юридическим лицом;

б) полное наименование иной организации или структурного подразделения организации, не обладающих статусом юридического лица, юридический адрес, исходящий регистрационный номер, фамилию, имя, отчество (при наличии) и подпись должностного лица - в случае, если запрос направляется иной организацией или структурным подразделением организации, не обладающего статусом юридического лица;

в) фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица (индивидуального предпринимателя), почтовый адрес, подпись физического лица - в случае, если запрос направляется физическим лицом (индивидуального предпринимателя).

8. Для получения списка лиц организатор официального спортивного соревнования вместе с заявлением о предоставлении списка лиц представляет в Минспорт России:

а) заверенные в установленном порядке копии учредительных документов, а в случае подачи документов индивидуальным предпринимателем - копии свидетельства о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

б) копию или выписку из календарного плана физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципального образования;

в) копию положения (регламента) об официальных спортивных соревнованиях.

9. Для своевременного получения списка лиц организаторы официальных спортивных соревнований направляют заявление на получение списка лиц и документы, указанные в

В настоящее время перед государством и обществом стоит проблема решения важной задачи по снижению уровня социальной опасности, которая выражается в агрессивных действиях спортивных фанатов. Главной угрозой гражданам и общественной безопасности являются участившиеся массовые беспорядки на стадионах и местах возле них, а также явное неуважение к обществу со стороны спортивных фанатов посредством иных действий. Нередко агрессивно настроенные болельщики вступают в стычки с другими болельщиками, а иногда и с сотрудниками правоохранительных органов.
Данную проблему в настоящее время пытаются решить законодательные и правоохранительные органы не только в Российской Федерации, но и во многих других странах: Англии, Германии, Испании, США.
Результатом деятельности законодательных органов Российской Федерации по решению данной проблемы стало принятие Федерального закона от 23.07.2013 N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований" , в соответствии с которым в Кодекс РФ об административных правонарушениях были внесены изменения, в том числе появился новый вид административного наказания, установленный ст. 3.14, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения, а административная ответственность за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований была также установлена в ст. 20.31 КоАП РФ.
Согласно ст. 3.14 КоАП РФ "административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей.
Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет".
Как видно из содержания указанной статьи, суть административного запрета заключается в том, что гражданину временно запрещается посещение спортивных мероприятий за нарушение правил поведения во время проведения официального спортивного соревнования.
В целях дальнейшего правового регулирования и реализации данного вида наказания было издано Постановление Правительства РФ от 16.12.2013 N 1156 "Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований" (далее - Правила) .
При реализации данного вида наказания правоприменителю необходимо также руководствоваться Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон о физической культуре) , который определяет ключевые понятия для реализации рассматриваемого вида наказания, такие как:
- "зрители" - физические лица, находящиеся в месте проведения официального спортивного соревнования, не являющиеся его участниками и иным образом не задействованные в проведении такого соревнования, в том числе в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении такого соревнования;
- "официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия" - физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из содержания указанных норм права следует, что зрителям при проведении официальных спортивных мероприятий запрещается:
- находиться в местах проведения официальных спортивных соревнований в состоянии алкогольного опьянения;
- бросать предметы в других зрителей или спортсменов;
- оскорблять других лиц;
- скрывать свои лица;
- осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни, здоровью, а также безопасности, жизни, здоровью иных лиц.
Также зрителям запрещается проносить на спортивные объекты и использовать там следующие предметы:
- оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, огнеопасные и пиротехнические вещества, включая сигнальные ракеты, файеры, петарды, газовые баллоны и предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов;
- духовые приспособления для извлечения звуков (в том числе вувузелы), за исключением горнов и дудок;
- алкогольные напитки любого рода;
- наркотические и токсические вещества или стимуляторы;
- прохладительные напитки в стеклянной или жестяной таре, а также в пластиковой таре объемом более 0,5 л;
- пропагандистские материалы экстремистского характера или содержащие нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику экстремистских организаций.
Что касается использования зрителями средств поддержки, то по этому поводу в Правилах отмечено, что баннеры и флаги, пронос которых в места проведения спортивных соревнований не требует согласования с организатором официального спортивного соревнования, не должны превышать размеры 2 м на 1,5 м, в том числе на пустотельных древках, не превышающих 1,5 м в длину и 2,5 см в диаметре. При этом если на них содержится надпись на иностранном языке или языке республик Российской Федерации, то перевод на русский язык должен быть удостоверен нотариально или организатором спортивного соревнования.
Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания за административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.31 КоАП РФ. Данное наказание применяется только к специальному субъекту - гражданину, нарушившему Правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, назначается судьей и заключается во временном запрете гражданину на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Особенности назначения административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения обусловлены тем, что:
- Правила поведения могут быть нарушены только зрителями;
- наказание назначается только гражданам, являющимся зрителями, и не может быть назначено иным лицам, находящимся в месте проведения официальных соревнований в дни их проведения (волонтерам, контролерам-распорядителям, организаторам физкультурного или спортивного мероприятия, спортивным судьям и др.);
- нарушение Правил поведения должно иметь место при проведении официальных спортивных мероприятий.
Рассмотрение дел по правонарушениям, влекущим наказание в виде административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения, согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено к компетенции мировых судей .
Порядок исполнения постановлений об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения регламентируется ст. 32.14 КоАП РФ и возлагается на лицо, к которому применен данный вид наказания.
В соответствии со ст. 32.14 КоАП РФ органы внутренних дел ведут учет лиц, которым назначен административный запрет, в целях обеспечения исполнения постановления об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения .
В дни проведения официальных спортивных соревнований с целью недопущения лиц, в отношении которых установлен административный запрет, в местах их проведения при несении службы как на объектах спорта, так и на прилегающей территории сотрудники органов внутренних дел при проверке документов, удостоверяющих личность граждан, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" , проверяют граждан на предмет наличия у них административного наказания в виде административного запрета на посещение официальных спортивных мероприятий в дни их проведения.
Несмотря на довольно проработанную со стороны законодателя регламентацию назначения и применения данного вида наказания в настоящее время существует и ряд правовых пробелов в части реализации на практике рассматриваемого вида наказания.
По нашему мнению, законодателю в настоящее время следует уточнить одно из ключевых понятий, используемых при назначении административного запрета на посещение официальных спортивных мероприятий в дни их проведения, - "официальное спортивное мероприятие", в связи с чем представляется целесообразным внести изменения в ст. 3.14 КоАП РФ или Закон о физической культуре, в которых закрепить данную дефиницию.
Как показывает практика, официальные спортивные мероприятия на территории Российской Федерации могут проводиться не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальном уровне, в связи с чем возникает вопрос о целесообразности установления административной ответственности на уровне субъектов Российской Федерации за нарушение порядка проведения спортивных мероприятий, организуемых на официальном уровне именно субъектом Российской Федерации.
Таким образом, внесение соответствующих изменений в части дальнейшего регулирования назначения и применения рассматриваемого вида наказания весьма актуально, оно повысит эффективность применения норм об административной ответственности за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований.

Список литературы

1. Брунер Р.А., Кивич Ю.В. Критерии отнесения дел об административных правонарушениях к юрисдикции мировых судей // Современное право. 2016. N 1. С. 104 - 108.
2. Государственная служба в органах внутренних дел: Курс лекций / Под ред. канд. юрид. наук, проф. С.Н. Бочарова. М., 2015. Ч. 2. С. 13.
3. Собрание законодательства РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.
4. Собрание законодательства РФ. 2011. N 7. Ст. 900.
5. Собрание законодательства РФ. 2013. N 30 (ч. I). Ст. 4025.
6. Собрание законодательства РФ. 2013. N 51. Ст. 6866.

References

1. Bruner R.A., Kivich Ju.V. Kriterii otnesenija del ob administrativnyh pravonarushenijah k jurisdikcii mirovyh sudej // Sovremennoe pravo. 2016. N 1. S. 104 - 108.
2. Gosudarstvennaja sluzhba v organah vnutrennih del: Kurs lekcij / Pod red. kand. jurid. nauk, prof. S.N. Bocharova. M., 2015. Ch. 2. S. 13.
3. Sobranie zakonodatel"stva RF. 2007. N 50. St. 6242.
4. Sobranie zakonodatel"stva RF. 2011. N 7. St. 900.
5. Sobranie zakonodatel"stva RF. 2013. N 30 (ch. I). St. 4025.
6. Sobranie zakonodatel"stva RF. 2013. N 51. St. 6866.

Спортивные соревнования - это отличная возможность оценить уровень подготовки того или иного спортсмена или команды. Ничто так не мотивирует, как конкурентная борьба, в которой выложиться по максимуму - дело чести. И каков бы ни был уровень состязаний, спортсмены всегда стараются показать себя с лучшей стороны. Полученные на соревнованиях результаты наглядно демонстрирует эффективность/неэффективность тренировок и позволяют определить дальнейшие действия по совершенствованию спортивных навыков. Ко всему прочему, спортивные соревнования - это способ привлечь внимание людей к ЗОЖ и выработать у них привычку заниматься физкультурой. В статье мы рассмотрим, какими бывают формы и виды спортивных соревнований.

Из истории спортивных состязаний

Спортивные состязания появились еще до нашей эры. Причем многие из них благополучно преодолели тысячелетия и закрепились в современных государствах. Более того, в древних странах открывались спортивные школы, что свидетельствует о зачатках профессионального спорта. Таким образом, предпосылки упорядоченного спортивного движения уходят корнями в далекое прошлое. Апогеем, конечно же, стали греческие успешно возрожденные современниками и являющиеся сегодня самым важным событием в жизни любого спортсмена.

Спортивные состязания в России

В России долгое время не было четкой организации соревновательного процесса, хотя состязаний было много. Большинство из них имело игровую форму и проводилось в виде зрелищ. Например, играли в лапту, устраивали кулачные бои. Уже при Петре I физкультура стала школьной дисциплиной, но активное развитие спорт получил только в 19 веке. Тогда появлялись частные школы, спортплощадки, спортивные клубы, общества и гимназии. Атлеты стали регулярно соревноваться между собой, а позже - на международном уровне. В 20 веке развитие спорта шло семимильными шагами. Появился комитет по контролю над российским спортом, проводилось множество соревнований и кубков разного уровня и статуса.

Особенности современных спортивных соревнований

Российская Федерация продолжила славные традиции советского спорта: сохранила лучшие спортшколы, сосредоточила силы на воспитании профессиональных спортсменов, всячески приветствует различные спортивные соревнования. Последние имеют определенные особенности:

  • регламентация деятельности всех лиц, принимающих участие в соревнованиях (тренеры, спортсмены, врачи, организаторы и т. д.);
  • одинаковые условия для всех участников, выраженные в общих правилах, стандартах;
  • каждое соревнование - это возможность себя проявить, доказать свое превосходство, поэтому сознание спортсменов заточено на победу;
  • присуждение спортивного звания осуществляется строго после выполнения всех норм и достижения результатов, которые дают возможность перевести спортсмена на новый уровень (например, от мастера спорта до заслуженного мастера спорта и т. п.).

Классификация спортивных состязаний

Все спортивные соревнования различаются по нескольким признакам: по уровню, по цели проведения, по форме организации, по форме зачета, по масштабам, по продолжительности, по половозрастному признаку участников, по профориентации. Какими бы ни были соревнования, они, как правило, имеют одинаковые составные части. Сюда относятся: сама организация спортивного мероприятия, спортсмены и их болельщики, определенные тактические и технические действия (в зависимости от дисциплины), судейский контроль на предмет соблюдения правил, распределение мест.

Виды спортивных соревнований по уровню и цели проведения

Уровень спортивных соревнований указывает, прежде всего, на масштабность, или, правильней сказать, класс проводимых состязаний: Олимпийские игры, Чемпионат мира, Чемпионат Европы, Чемпионат России, Лига Наций, Кубок содружества, Первенство планеты и т.д.

По цели виды спортивных соревнований бывают следующими:

  1. Показательные. Служат для увеличения популярности той или иной спортивной дисциплины среди населения.
  2. Подготовительные. Здесь спортсмены получают первый соревновательный опыт, адаптируются к соревновательным нагрузкам, совершенствуют свою технику.
  3. Квалификационные. Выполнение определенных норм способствует получению спортсменом более высокого разряда или возможности участвовать в серьезных соревнованиях.
  4. Контрольные. Здесь оценивается физическая и психологическая подготовка спортсмена и определяется дальнейшая тренировочная тактика.
  5. Отборочные. На таких соревнованиях начинается отсеивание, при котором атлеты, занявшие высшие места или выполнившие норматив, допускаются к главным соревнованиям.
  6. Подводящие. Это генеральная репетиция перед главными соревнованиями. Они максимально соответствуют форме последних.
  7. Главные. Борьба лучших из лучших за высшие награды. Пик физической и эмоциональной активности.

Виды спортивных соревнований по форме организации и форме зачета

По форме организации состязания бывают закрытыми (участвуют спортсмены одного коллектива) и открытыми (к участию допускаются спортсмены других коллективов), а также товарищескими (не преследуют цели получения конкретной награды, носят смотровой характер) и официальными (нацелены на завоевание титула, награды и т.д.).

По форме зачета соревнования делятся на личные (определяются места и результаты каждого участвующего спортсмена), лично-командные (в зависимости от мест каждого из участников определяется место команды в общем зачете) и командные (места занимают исключительно команды).

Место и время

Виды спортивных соревнований по масштабам и продолжительности бывают следующие: внешние (городские, районные, континентальные и т.д.) и внутренние (спартакиады, Дни здоровья и т.д.). По продолжительности - однодневные и многодневные.

Пол, возраст, профориентация

Еще одно деление спортивных соревнований включает половозрастной фактор и вид предприятия, от которого участвуют спортсмены:

  1. Виды спортивных соревнований по полу - женские, мужские, смешанные.
  2. По возврату - детские, юниорские, для взрослых, для ветеранов.
  3. По профессиональной области - школьные, между работниками предприятий и т.д.

Также соревнования могут быть единичными и традиционными. Первые устраиваются один раз, без систематических повторений, вторые проводятся систематически, как правило, через один и тот же промежуток времени.

Виды соревнований по спортивным играм могут носить официальный или неофициальный характер и иметь самый различный уровень:

  • Олимпийские Игры, Чемпионаты мира (участвуют сборные разных стран);
  • местные чемпионаты, первенства (участвуют клубы или сборные организаций, городов и пр.);
  • кубковые (от уровня турнира зависит состав команд: континентальные, национальные, городские и т.д.).

Перечисленные виды соревнований являются самыми серьезными, т.к. в них команды борются за звание чемпиона. Также бывают другие виды игровых соревнований:

  • отборочные (предварительный этап, дающий возможность команде попасть в следующий соревновательный тур);
  • матчевые (команды играют за кубок или приз, установленный организатором соревнования);
  • товарищеские (соревнования, не имеющие турнирной значимости и проводимые с целью проверки сыгранности команды, отдельных игроков и т.д.);
  • показательные (проводятся для популяризации того или иного вида спорта).

Школьные соревнования

Виды спортивных баталий в школе включают различные первенства, чемпионаты, спартакиады, ежегодные соревнования, турниры, приуроченные к конкретной дате, массовые состязания в разной форме (эстафеты, веселые старты и т.п.). Каждая школа разрабатывает свою программу спортивных соревнований на учебный год. Соревнования могут быть как внутришкольными, так и проводиться между разными школами города, района и т.д. Ключевая задача - приучить подрастающее поколение к ЗОЖ, а также развить чувство коллективизма, командный дух, дисциплину, самообладание и иные важные человеческие качества.

Массовые соревнования

Продвижение спорта в массы реализуется при помощи проведения массовых соревнований. Виды спортивно-массовых соревнований включают:

  • состязания для определенной категории граждан: для семей, для ветеранов и т.д.;
  • массовые соревнования по определенным спортивным дисциплинам.

Массовые спортивные мероприятия проводятся по сокращенной или облегченной программе и могут включать упражнения учебно-тренировочных занятий. Правила судейства могут быть официальными или же упрощенными. Ключевыми задачами массовых соревнований являются укрепление здоровья населения и приобщение его к спорту.

СТ 3.14 КоАП РФ

1. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей.

2. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет.

Комментарий к Ст. 3.14 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Как новый вид административного наказания административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения включен в КоАП РФ Федеральным законом от 23.07.2013 N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований".

2. Данный вид административного наказания:

Может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания за административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.31 КоАП РФ;

Применяется только к специальному субъекту - гражданину, нарушившему правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований;

Назначается судьей;

Заключается во временном запрете гражданину на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

3. Временный административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения устанавливается на срок:

От шести месяцев до трех лет для граждан, впервые совершивших административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.31 КоАП РФ;

От шести месяцев до семи лет для граждан, повторно совершивших административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.31 КоАП РФ, или в случае совершения ими указанного правонарушения, повлекшего за собой приостановление либо прекращение официального спортивного соревнования.

4. Особенности назначения административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения обусловлены тем, что:

По смыслу комментируемой статьи правила поведения зрителей могут быть нарушены только зрителями, под которыми понимаются "физические лица, находящиеся в месте проведения официального спортивного соревнования, не являющиеся его участниками и иным образом не задействованные в проведении такого соревнования, в том числе в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении такого соревнования" (см. п. 3.3 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации");

Административное наказание в виде административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения может назначаться только гражданам, являющимся зрителями, и не может быть назначено иным лицам, находящимся в месте проведения официальных соревнований в дни их проведения (волонтеры - граждане РФ и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность; контролер-распорядитель - физическое лицо, которое прошло специальную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и которое привлекается организатором официального спортивного соревнования и (или) собственником, пользователем объекта спорта на договорной основе для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официального спортивного соревнования; организатор физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия - юридическое или физическое лицо, по инициативе которого проводится физкультурное мероприятие или спортивное мероприятие и (или) которое осуществляет организационное, финансовое и иное обеспечение подготовки и проведения такого мероприятия; спортивный судья - физическое лицо, уполномоченное организатором спортивного соревнования обеспечить соблюдение правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании, прошедшее специальную подготовку и получившее соответствующую квалификационную категорию; тренер - физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее образование и осуществляющее проведение со спортсменами тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов; лица, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность);

Нарушением правил поведения зрителей, влекущим назначение административного наказания, предусмотренного ст. 3.14 КоАП РФ, может признаваться только нарушение Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.12.2013 N 1156, вступивших в силу с 20 января 2014 г. (см. комментарий к ст. 20.31 КоАП РФ);

Нарушение правил поведения зрителей должно иметь место при проведении официальных спортивных мероприятий. В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" "официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия - физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований". Таким образом, при буквальном прочтении комментируемой статьи ее действие не распространяется на официальные физкультурные мероприятия, т.е. на организованные занятия граждан физической культурой;

Предусмотренные Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" требования по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований применяются при проведении официальных спортивных соревнований по видам спорта, определенным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Федеральным законодательством для прекращения мелких и крупных стычек фанатов друг с другом и с полицией летом 2013 года в административное право введены нормы, связанные с новым видом ответственности за действия, совершаемые болельщиками под влиянием эмоций.

Под административным запретом на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований понимается отсутствие допуска гражданину на стадион, если он вышел за пределы дозволенных норм поведения зрителей.

Мера является временной и длится от полугода до 7 лет – в зависимости от кратности совершения проступка и его последствий.

Запрет на наблюдение за состязаниями кумиров «вживую» регламентирован несколькими статьями КоАП РФ :

  • 3.14 – введено определение меры наказания;
  • 20.31 – разъяснено её применение;
  • 20.25 – предусмотрена ответственность за неподчинение.

Статья 3.14. КоАП Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения

  1. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей.
  2. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет.

К кому может применяться?

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований – ограничитель излишне разгорячённых перипетиями фанатами.

Механизм его применения имеет под собой конкретную нормативно-правовую основу – Правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 16.12.2013 №1156.

Согласно этому акту зрителям на стадионе запрещается:

  • приходить нетрезвыми или приносить «горячительные» жидкости с собой;
  • бросать посторонние предметы в окружающих людей или оскорблять их;
  • быть в закрывающих лица масках;
  • совершать иные телодвижения, представляющие угрозу для безопасности других зрителей и спортсменов.

Наказать могут и болельщика, принесшего на соревнования предметы, запрещённые данным Постановлением. Помимо распространённых нелегальных товаров типа оружия, наркотиков и взрывчатых веществ под запретом оказываются и те объекты, которые при желании можно превратить в орудие выражения негативных эмоций: стеклянная, жестяная и пластиковая тара, различные «громкие» приспособления для звукового эффекта. Даже для флагов и баннеров установлены ограничения по габаритам.

  • Полотнище должно укладываться в размеры 2 х 1,5 м.
  • Пустотелые древки допускаются при высоте до полутора метров и диаметре меньше 2,5 см.
  • При наличии надписи на отличном от русского языке потребуется предъявить нотариально удостоверенный перевод.

Кто назначает?

Согласно нормам административного права дела о неподобающих поступках болельщиков и применения к ним меры ответственности, в виде лишения удовольствия лицезреть официальные чемпионаты и турниры в местах их проведения подведомственны мировым судьям.

Применение


При выявлении случаев неподобающего поведения фанатов сотрудники полиции составляют на виновное лицо протокол об административном правонарушении по части 1 или 2 статьи 20.31 КоАП РФ .

Материалы дела рассматриваются в мировом суде, где и определяется окончательная мера наказания. К хулиганам, попавшимся первый раз, допустимо применение таких мер как выплата штрафа в 3000-10000 рублей или исправительные работы до 160 часов , а также с вынесением запрета посещать состязания на срок от полугода до 3 лет, либо без него.

Если же нарушение было совершено вновь или стало причиной остановки состязания, то таким злостным нарушителям общественного порядка грозит уже штраф в 10-15 тысяч рублей либо 15 суток в ближайшем изоляторе временного содержания.

При принятии решения о наложении запрета на посещение спортивных объектов судья имеет право увеличить срок действия этого наказания до 7 лет.

Для проверки соблюдения данной меры контролёры на входе имеют право запрашивать кроме билетов документ, удостоверяющий личность, и проводить сверку со списком подвергшихся административному наказанию лиц.

С этой же целью до начала соревнований сотрудники полиции также могут проверить личность болельщиков по паспорту и наличие сведений о них в своеобразном чёрном списке.

Выявление нарушителя влечёт для него наказание в виде штрафа от 20 до 25 тысяч рублей , либо административного ареста на 15 суток .

Применяется ли данная мера на практике?

27.05.2014 двум тулякам по решению мирового судьи г. Саранска было запрещено посещать мероприятия в течение полугода.


Кроме этого, мужчины ещё подверглись уплате штрафа: один – 4 тысячи рублей, другой – 5 тысяч. Вина их состояла в применении на саранском стадионе, где проходил матч между командой хозяев и тульским «Арсеналом», пиротехнических изделий.

26.07.2015 был задержан болельщик из Адыгеи, который зажёг на стадионе «Кубань» фаер. Его действия квалифицируются по части 1 статьи 20.31 КоАП РФ с наложением штрафа или исправительных работ и возможным применением запрета на наблюдение за реальными матчами своей команды.

Снизит ли применение такой меры, как административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований, эмоциональный «градус» фанатов, покажет время.

Пока же полицейским вменено в обязанность выявлять нарушителей среди болельщиков. На «горячие головы» составляется протокол об административном правонарушении, который рассматривается в мировом суде по месту проведения соревнований.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: