Физиологический эффект динамических дыхательных упражнений. Классификация дыхательной гимнастики. Влияние физических упражнений на дыхание. Методика применения дыхательных упражнений. Федеральное агентство по образованию

28210 0

Дыхательные упражнения подразделяются на статические и динамические.

К статическим относятся упражнения, не сочетаемые с движениями конечностей и туловища, а именно упражнения:
а) в ровном ритмичном дыхании, в урежении дыхания;
б) в изменении типа (механизма) дыхания (грудного, диафрагмального, полного и их различных сочетаний);
в) в изменении фаз дыхательного цикла (различные изменения соотношений по времени вдоха и выдоха, включение кратковременных пауз и задержек дыхания за счет «выдувания» и других способов, сочетание дыхания с произнесением звуков и др.).

К статическим дыхательным упражнениям также относятся упражнения с дозированным сопротивлением:
а) диафрагмальное дыхание с преодолением сопротивления рук методиста в области края реберной дуги ближе к середине грудной клетки (рис. 5.2):
б) диафрагмальное дыхание с укладкой на верхний квадрант живота мешочка с песком (0,5-1 кг);
в) верхнегрудное двустороннее дыхание с преодолением сопротивления при давлении рук методиста в подключичной области (рис. 5.3);
г) нижнегрудное дыхание с участием диафрагмы с сопротивлением при давлении рук методиста в области нижних ребер (рис. 5.4);
г) верхне- и среднегрудное дыхание с преодолением сопротивления при нажатии методистом руками в верхней части грудной клетки (рис. 5.5);
д) использование надувнъгх игрушек, мячей, различных аппаратов.


Рис. 5.2. Диафрагмальное дыхание с преодолением сопротивления рук методиста




Рис. 5.3. Верхнегрудное дыхание с преодолением сопротивления рук методиста




Рис. 5.4. Нижнегрудное дыхание с преодолением сопротивления рук методиста




Рис. 5.5. Верхне- и среднегрудное дыхание с преодолением сопротивления рук метод и ста


Динамическими называются упражнения, в которых дыхание сочетается с различными движениями:
а) упражнения, при которых движения облегчают выполнение отдельных фаз или всего дыхательного цикла;
б) упражнения, обеспечивающие избирательное увеличение подвижности и вентиляции отдельных частей или в целом одного или обоих легких;
в) упражнения, способствующие восстановлению или увеличению подвижности ребер и диафрагмы;
г) упражнения, способствующие растягиванию спаек в плевральной полости;
д) упражнения, формирующие навыки рационального сочетания дыхания и движений.

Дренажными дыхательными упражнениями называют упражнения, способствующие оттоку отделяемого из бронхов в трахею, откуда мокрота эвакуируется во время откашливания. При выполнении специальных физических упражнений зона поражения должна располагаться выше бифуркации трахеи, что создает оптимальные условия для оттока отделяемого из пораженных бронхов и полостей.

Для лучшего оттока отделяемого из пораженной зоны используют статические и динамические дренажные упражнения (рис. 5.6).


Рис. 5.6. Дренажные дыхательные упражнения: А — статические дыхательные упражнения: схема дренажных положений для всех сегментов легкого (I—IX; арабскими цифрами обозначены бронхи, для которых создаются лучшие дренажные условия б указанном положении); Б — динамические дыхательные упражнения: наклон туловища влево с поднятой рукой способствует дренированию бронхов верхней доли правого легкого (I); наклон туловища вперед способствует выведению мокроты; методист надавливает на грудную клетку синхронно с кашлевым толчком (II); подтягивание ноги к грудной клетке помогает увеличению подвижности диафрагмы, выведению мокроты из нижней доли правого легкого (III); наклон туловища к стопе левой ноги способствует дренированию бронхов правой нижней доли (IV); имитация подлезания под барьер стимулирует дренирование бронхов нижних долей обоих легких (V)


Идеомоторные упражнения заключаются в активной посылке импульсов к сокращению отдельных групп мышц без изменения положения сегментов конечности. Такие упражнения, вызывая сокращения мышц, влияют на их укрепление и повышение работоспособности. Упражнения рекомендуют больным на постельном режиме, при иммобилизации, параличах и парезах.

Ритмопластические упражнения чаще применяют после выписки больного из стационара на этапе восстановительного лечения (поликлиника — санаторно-курортное долечивание) с целью полной коррекции функций ОДА (например, при заболеваниях суставов, после травм или хирургических вмешательств), а также в неврологической практике (при неврозах). Упражнения выполняются с музыкальным сопровождением в заданном ритме и тональности, в зависимости от функционального состояния больного, типа высшей нервной деятельности, возраста и толерантности к нагрузке.

Упражнения с использованием гимнастических предметов и снарядов, В зависимости от конкретных условий упражнения выполняют: без предметов; с предметами и снарядами (гимнастические палки, мячи, гантели, булавы и др.); на снарядах (сюда можно отнести и механотерапевтические снаряды).

В соответствии с общей кинематической характеристикой упражнения разделяют на циклические и ациклические (схема 5.4).


Схема 5.4. Кинематическая характеристика упражнений


Циклические движения характеризуются закономерным последовательным чередованием и взаимосвязанностью отдельных фаз целостного движения (цикла) и самих циклов. Взаимосвязанность каждого цикла с предыдущим и последующим является существенной чертой упражнений этого класса.

Физиологическая основа циклических движений — ритмический двигательный рефлекс. Выбор оптимального темпа при разучивании щгклических движений ускоряет процесс усвоения ритма раздражений, а также установления оптимального ритма всех физиологических функций. Он способствует повышению лабильности и устойчивости нервных центров к ритмическим раздражениям, ускоряет врабатываемость.

К локомоторным (переместительным) циклическим упражнениям относятся бег и ходьба, бег на коньках и на лыжах, плавание, езда на велосипеде и др. Эти упражнения включают многократное повторение стереотипных циклов движений.

Ациклические движения представляют собой целостные, законченные двигательные акты, не связанные между собой, имеющие самостоятельное значение. Ациклические движения отличаются относительной кратковременностью выполнения и чрезвычайным разнообразием форм. По характеру работы это преимущественно упражнения, максимально мобилизующие силу и скорость сокращения мышц. Ациклическим движениям, как и циклическим, свойствен ритм, т.е. закономерная последовательность отдельных фаз, различных по длительности и усилиям, с акцентом на основных частях движения.

Ациклические движения делятся на: а) однократные двигательные акты и их комбинации; б) собственно силовые; в) скоростно-силовые упражнения. Они составляют основной арсенал спортивных дисциплин (например, спортивные игры, гимнастика и др.).

Все циклические упражнения можно разделить на анаэробные и аэробные с преобладанием соответственно анаэробного или аэробного компонента энергопродукции. При выполнении анаэробных упражнений ведущим качеством служит мощность, при выполнении аэробных — выносливость.

Физические упражнения, используемые для лечения различных заболеваний, могут быть малой, умеренной, большой и (редко) максимальной интенсивности.

При упражнениях малой интенсивности в виде, например, медленных ритмичных движений стоп или сжимания и разжимания пальцев кисти, а также изометрических напряжений небольших групп мышц (например, мышц-сгибателей предплечья при гипсовой иммобилизации) общие физиологические сдвиги незначительны. Изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы благоприятны и состоят в сочетании небольшого увеличения ударного объема сердца и обшей скорости кровотока, небольшого повышения систолического и понижения диастолического и венозного давления. Наблюдаются незначительное урежение и углубление дыхания.

Упражнения умеренной интенсивности сопровождаются мышечными напряжениями средней силы со средней скоростью сокращения, растягивания, изометрическими напряжениями и расслаблением сравнительно большого количества мышечных групп или мышц. Примерами могут быть выполняемые в медленном и среднем темпе движения конечностями и туловищем, движения, аналогичные используемым при самообслуживании, ходьба в медленном и среднем темпе и др. Активизация корковых процессов при них умеренная. Пульс и систолическое АД в большинстве случаев незначительно повышаются, диастолическое — снижается. Умеренно учащаются и углубляются дыхательные движения, увеличивается легочная вентиляция. Восстановительный период короткий.

Упражнения большой интенсивности вовлекают крупные группы мышц с умеренной или большой силой и иногда со значительной скоростью их сокращений, выраженными статическими напряжениями мышц-синергистов, интенсивными изменениями вегетативно-трофических процессов под влиянием позно-тонических реакций (например, быстрая «поточная передача» мячей, быстрая ходьба, упражнения на гимнастических снарядах, сопровождающиеся переносом веса тела на верхние конечности, ходьба на лыжах и др.). Эти упражнения значительно повышают возбудимость и подвижность корковых процессов. Заметно учащается пульс, возрастает систолическое и снижается диастолическое АД. Нерезко учащается и углубляется дыхание; легочная вентиляция нередко обеспечивает доставку большего, чем усваивается организмом, количества кислорода. Восстановительный период достаточно длительный.

Упражнения субмаксимальной и максимальной интенсивности включают в движение большое количество мышц с предельной интенсивностью и высокой скоростью их сокращений, резко выраженными позно-тоническими реакциями (например, бег на скорость). Высокую мощность выполняемой работы пациенты могут поддерживать не более 10—12 с, поэтому деятельность вегетативных органов и обмен веществ не успевают возрасти до максимальных пределов. Быстро нарастает кислородный долг. Деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем максимально усиливается по окончании занятий; большая ЧСС сочетается с мало изменяющимся ударным объемом сердца и предельным усилением дыхательной функции.

Епифанов В.А.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Условно различают следующие виды дыхательных упражнений: статические, динамические и специальные.

Статическими дыхательными упражнениями считаются такие, при которых дыхание осуществляется без одновременного движения конечностями и туловищем. Они чаще всего применяются в начале обучения правильному дыханию и для урегулирования повышенной деятельности сердечно-сосудистой системы (см. рис. 1).

Динамическими называются дыхательные упражнения, осуществляющиеся одновременно с движением конечностями и туловищем, при обязательной полной согласованности амплитуды и темпа выполняемых движений с ритмом и глубиной дыхания. Если согласованность отсутствует, то движения тела не станут способствовать дыхательным движениям, которые, в свою очередь, будут нарушать динамику выполняемого упражнения. Выполняя упражнения, нельзя допускать задержки дыхания, оно должно быть свободным и спокойным.

Вдох производится одновременно с выпрямлением туловища, подниманием верхних конечностей, отведением их в стороны и т. д., т. е., когда происходит расширение грудной клетки. Выдох делается при спадении грудной клетки в момент опускания верхних конечностей, сгибании туловища вперед, подтягивании нижних конечностей к животу и т. п.


Рис. 1. Статические дыхательные упражнения

Упр. 2. Выполняется сидя с самоконтролем: а - вдох; б - выдох.

Упр. 1. Выполняется лежа: а - вдох; б - выдох.

Упр. 3. Выполняется стоя: а - вдох; б - выдох.

Упр. 4. Выполняется стоя: а - вдох; б - выдох.

Специальные дыхательные упражнения направлены на получение конкретного терапевтического эффекта в том или другом случае нарушения функции дыхательного аппарата. Например, при затруднении выдоха у больных эмфиземой легких упражнение с нажиманием на грудную клетку руками при выдохе или направленное на борьбу со спаечным процессом при экссудативном плеврите глубокое дыхание при наклоне туловища в сторону.

Статические и динамические дыхательные упражнения для тренировки физиологического и фонационного дыхания

Введение ………………………………………………………………………......3

1. Характеристика речевого дыхания………………………………………...….4

2. Оздоравливающий аспект…………………………………………………......8

3. Развивающий аспект………………………………………………………….11

Заключение…………………………………………………………………….…16

Библиографический список……………………………………………….…….17

ВВЕДЕНИЕ

Дыхание - одна из самых важных функций организма. Сегодня разработаны специальные дыхательные практики, которые направлены на использование скрытых резервов организма, раскрытие его потенциала, повышение работоспособности. Однако в специальной литературе недостаточно сведений относительно того, что мы можем изменить, используя различные приёмы осознанного управления дыхательными процессами.

Развитие речевого дыхания - важнейший раздел в системе коррекционной работы практически при любой речевой патологии: заиканий, дизартрии, ринолалии, нарушениях голоса, дислалии. И хотя при каждом речевом нарушении имеется своя специфика деятельности, общим является выработка навыков плавного, длительного, целенаправленного выдоха. Работа над развитием речевого дыхания должна проводиться систематически, последовательно, с учётом речевой патологии, а с детьми дошкольного возраста - в игровой форме. Основные задачи работы по развитию речевого дыхания:

Формирование навыков правильного речевого дыхания;

Укрепление мышц лица и грудной клетки;

Профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;

Повышение умственной работоспособности детей;

Нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи;

Также дыхательные упражнения улучшают осанку, стимулируют движения диафрагмы, улучшают кровообращение, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечнососудистой систем.

Дыхание - акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания. Но с другой стороны, дыхание - процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) и требует специальной подготовки.

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

В чём отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания - вдох, выдох, пауза. Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Требуется большее количество воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха (в соотношении 1:10, 1:15). После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем - длинный звуковой выдох. Последовательность речевого дыхания - вдох, пауза, выдох. [ 3, с.15 ]

Дышать надо обязательно через нос. Привычка дышать ртом вредна, приводит к заболеваниям щитовидной железы, миндалин (гланд), дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и лёгкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует лёгкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Надо обязательно дышать через нос и в обыденной жизни, и при выполнении дыхательных упражнений. На малых же паузах добор воздуха делается ртом, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через длинный узкий носовой проход невозможно. Поэтому при постановке речевого дыхания целесообразно приучать детей делать вдох ртом через немного приоткрытые губы (лёгкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая воздух воздушной струе. Лёгкая улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если её положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.

Звуки речи образуются при выдохе. Поток выдыхаемого воздуха попадает из лёгких в гортань через трахею (дыхательное горло) и оттуда - в ротовую полость, проходя при этом через голосовые связки, расположенные поперёк гортани и разделённые между собой голосовой щелью. Голосовые мышцы под влиянием импульсов головного мозга приводят в движение связки, которые колеблют проходящий через них воздушный поток и создают звуковые колебания. Артикуляционные мышцы под воздействием импульсов из головного мозга сокращаются, и звуковые колебания превращаются в звуки речи.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. [ 5, с.37 ]

Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-рёберного дыхания является тренировка длительного выдоха (а не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха), тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи. Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно, сразу же после вдоха. Расслабление их должно происходить постепенно, по мере надобности. Для выработки такого типа дыхания ниже приводятся учебно-тренировочные упражнения, проводимые с детьми дошкольного возраста в игровой форме.

Регулярные тренировки в замедленном дыхании являются хорошим средством для повышения силы саногенетических (защитных) механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения. Замедление и задержка дыхания, сопровождающаяся снижением содержания кислорода и повышением углекислоты в крови, приводит в действие соответствующие механизмы, включая рефлекторное расширение сосудов и увеличение мозгового кровотока.

Речевое, диафрагмально-рёберное дыхание, при котором вдох короткий, а выдох длительный, как раз и тренирует эти саногенетические механизмы, тем самым играя физиологическую роль в повышении умственной работоспособности.

Различают статические и динамические дыхательные упражнения.

Статические дыхательные упражнения производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются лёгкими движениями. Цель таких упражнений - выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение речевого диафрагмально-рёберного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлинённого выдоха.

Динамические дыхательные упражнения связаны с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног и туловища и включают элементы лечебной физкультуры.

Известно, что в процессе лечебной физкультуры происходит перестройка нервной системы по типу образования условного дыхательного рефлекса. Кроме того, физические упражнения положительно влияют на настроение и эмоции ребёнка, вызывают чувство радости, бодрости, создают более уравновешенное нервно-психическое состояние. У детей быстро создаются новые условно рефлекторные связи, подавляются патологические рефлексы и восстанавливается нервная регуляция процессом дыхания.

Регулярные упражнения по развитию речевого дыхания, проводимые дефектологом на занятиях и воспитателями в группе, обеспечат нормальное звукопроизношение, создадут условия для поддержания громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности, а также они укрепят здоровье ребёнка, повысят его умственные способности.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие условия:

не переутомлять ребёнка, т.е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений;

следить, чтобы грудь не переполнялась воздухом, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею;

все дыхательные упражнения должны проводиться до еды в хорошо проветренном помещении.

С каждым занятием задания должны несколько усложняться. С коррекционно-воспитательной целью может быть использован соревновательный компонент. При этом всегда необходимо создать для детей ситуацию успеха. [ 2,с.101 ]

Работа над развитием речевого дыхания делится на два этапа:

1 этап - выработка направленной воздушной струи, необходимой для правильного произношения звуков.

2 этап - тренировка продолжительности речевого дыхания и умение на одном выдохе произнести фразу, состоящую из 3-6 слов.

Работу над развитием речевого дыхания с дошкольниками лучше проводить в игровой форме. Это обеспечит более высокий уровень активности детей на занятиях. 2. ОЗДОРАВЛИВАЮЩИЙ АСПЕКТ

Болезни дыхательной системы занимают одно из ведущих мест в патологии детского возраста. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и со своеобразием реактивности организма ребенка. Важнейшие из морфологических особенностей сводятся к «экспираторному» строению грудной клетки (как бы находящейся в состоянии вдоха) в раннем возрасте, сравнительной узости трахеи, бронхов и бронхиол, незавершенности морфологических структур органов дыхания, бедности эластических волокон, мягкости и податливости ребер, хрящей трахеобронхиального дерева. В связи с этим у ребенка ограничены возможности вентиляции, имеются благоприятные условия для развития отека, нарушений бронхиальной проходимости и генерализации инфекции.

Физиологическое своеобразие дыхания ребенка связано с большой функциональной нагрузкой при продолжающемся развитии и морфологической дифференцировке. В то же время отмечаются меньшая растяжимость легочной ткани и относительно большая работа дыхания, слабость дыхательной мускулатуры, приводящая к ее истощению при повышенных требованиях к дыхательному аппарату. К физиологическим особенностям дыхания ребенка относится также более низкая возбудимость дыхательного центра и более поздняя адаптация к гипоксемии, сравнительно меньшее давление в малом круге кровообращения, обусловливающее наклонность к сдавливанию сосудов при воспалительных изменениях.

При заболеваниях органов дыхания у ребенка следует учитывать, что и аппарат внешнего дыхания, и газообмен функционируют у детей в особых условиях, обеспечивающих потребности организма путем более напряженной деятельности. Физиологические приспособительные механизмы функциональной системы дыхания нестойки, а резервы - недостаточны. [ 3, с.118 ]

Важную роль в оздоровлении играет развитие дыхательного аппарата. Каждое мышечное сокращение, вызывая изменения химизма мышц, рефлекторно возбуждает функцию дыхания. Работа мускулатуры не только сопровождается соответствующим усилением вентиляции и газообмена, но и требует четкого согласования работы внутренних органов, обеспечивающих мышечное сокращение. Несмотря на произвольное регулирование дыхания, дыхательная функция тонко приспосабливается к меняющимся потребностям организма за счет наличия богатого рецепторного аппарата функциональной системы дыхания и ряда возможных путей регуляции функции.

Отмечаются некоторые особенности реагирования дыхания на мышечную работу у детей, которые сводятся к усилению вентиляции преимущественно за счет учащения и меньше за счет углубления дыхания. При системной работе над развитием дыхательного аппарата у детей наблюдается относительно больший прирост легочной вентиляции. Увеличение газообмена при мышечной работе достигает некоторого предела, известного в физиологии дыхания как величина максимального потребления кислорода, определяющего функциональные возможности дыхания, лимитирующие объем производимой работы. Максимальное потребление кислорода увеличивается по мере роста ребенка. В то же время у детей возможность длительно сохранять потребление кислорода на максимальном уровне ограничена и увеличивается с возрастом и в зависимости от занятий.

Под влиянием систематических занятий дыхательными упражнениями увеличиваются резервные возможности дыхания - жизненная емкость легких, максимальная вентиляция, бронхиальная проходимость; возрастает коэффициент использования кислорода из вентилируемого воздуха. Уменьшается работа дыхания в расчете на единицу вентиляции и потребления кислорода; улучшается кислородтранспортная функция крови и совершенствуются механизмы тканевого дыхания. Все эти благоприятные функциональные сдвиги являются не только прямым следствием возрастного преобразования дыхательной системы.

В патологических условиях при заболеваниях органов дыхания нарушается тонкий приспособительный механизм, обеспечивающий адекватное включение многочисленных звеньев функциональной системы дыхания и предупреждающий нарушения гомеостаза. Восстановление нейрогуморальной регуляции дыхания, приспособительная перестройка его в целях обеспечения жизнеспособности детского организма - важнейшая лечебная задача.

Произвольное изменение дыхания во время выполнения упражнений осуществляется по механизму условного рефлекса и вырабатывается на основе словесных раздражителей, по показу в игровой форме, применяется в связи с нормализующим действием мышечной работы на нервную систему, аппарат внешнего дыхания. Оказывая положительное влияние на корковые процессы, упражнения способствуют изменению общей реактивности организма ребенка, снятию повышенной возбудимости, уменьшение отечности и набухлости слизистой оболочки, уменьшение проявлений дискринии, т.е. устраняются основные патофизиологические механизмы нарушения бронхиальной проходимости.

Чем раньше дыхательные упражнения включаются в методику занятий, тем больше их эффект. Необходимо проводить подбор упражнений с учетом периода заболевания, возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и переносимостью физических нагрузок.

3.РАЗВИВАЮЩИЙ АСПЕКТ

Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого используются статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.

В рамках теории деятельности в логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр, упражнений игрового характера в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями и вопросами.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.

Сказка – популярный и любимый детьми жанр. В современной педагогике и психологии сказка рассматривается, как многообразный по своим возможностям источник развития ребенка. Особое внимание обращается на тесную связь сказки с игрой. Через сказочные сюжеты и мотивы, ребенок легче включается в предлагаемый вид деятельности.

Стихи – короткие рифмованные строки (ряды), соотносимые и соизмеримые между собой. Стихи хорошо запоминаются и эмоционально воспринимаются детьми. Пояснения, относительно смысла упражнений, приемов их выполнения или правил игры лучше воспринимаются и запоминаются детьми, если предъявляются в форме стихотворений, коротких рифмовок. В самом стихотворении может содержаться какой-либо сказочный сюжет, призывающий к игре.

Вспомогательным средством, необходимым для создания позитивного эмоционального настроя, атмосферы творчества и фантазии является музыка. Помощь в подборе музыкального репертуара для сопровождения дыхательных игр и упражнений может оказать музыкальный руководитель.

Пение – форма дыхательной гимнастики, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Систематическое применение пения оказывает выраженную положительную динамику показателей функции внешнего дыхания. Наблюдается увеличение жизненной емкости легких, резервных объемов вдоха и выдоха, одновременное уменьшение частоты и минутного объема дыхания, а также снижение дыхательных энергозатрат.

Взаимосвязь музыки, слова и движения прекрасно представлена в хороводах.

Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с речевой патологией, осуществляемая в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения, предполагает решение следующих задач:

Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.

Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Развивать фонационный (озвученный) выдох.

Развивать речевое дыхание.

Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.

Ребенок, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания.

Вся работа по формированию физиологического и речевого дыхания, которая проводится в дошкольном образовательном учреждении, требует участия следующих специалистов: логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, медицинских работников. Виды этой работы:

Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.

Звукодыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия – 5 минут.

Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке – 5 минут.

Звукоречевые игры как фрагмент логопедического занятия – 5 минут.

Психологические тренинги.

Дополнительно применяются общие дыхательные упражнения, дутье на ватку и бумажные игрушки; игра на детских духовых инструментах.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

температура воздуха должна быть на уровне 18-20° С;

одежда не должна стеснять движений;

не заниматься сразу после приема пищи;

не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

3. Игровые дыхательные упражнения.

Название игры

Оборудование

«Вертушки».

Одинарные вертушки на палочках

«Дудочки».

Рожки или дудочки.

«Шарики»

Воздушные шарики с длинной ниткой, привязанные к стульчикам или их держат на вытянутой руке мамы.

«Бабочки»

Бабочки, вырезанные из салфеток величиной с детскую ладошку; коробочка-домик для бабочек.

«Снежинки 1»

Снежинки, вырезанные из салфеток величиной с детскую ладошку; коробочка для снежинок.

«Снежинки 2»

Снежинки –небольшие комочки ваты:

«Снежиночки-пушиночки

отправились все в путь.

Но вот они устали – Присели отдохнуть».

«Футбол»

«Мяч» (ватный комок) нужно передвинуть через черту (или к маме, а мама обратно к ребенку, или вместе в колечко, лежащее на небольшом расстоянии от ребенка).

«Осенние листья 1»

Осенние листья (натуральные или сделанные из цветной бумаги) с длинной ниткой, привязанные к стульчикам или их держат на вытянутой руке мамы.

«Осенние листья 2»

Осенние листья (натуральные), ёмкость с водой. – «Как плавают листочки в маленьком озере?» -дуем на листочки.

«Лодочки»

Лодочки-оригами запускаем в ёмкость с водой (двигаются с помощью выдыхаемого воздуха)

«Перья»

Легкие небольшие перья птиц.

«Ураган»

Трубочка вставляется в отверстие в крышке пластиковой бутылки(0,5 л), наполненной некоторым количеством бумажных кусочков (из жатой бумаги, размером 1см на 1см)

«Ух» - «Дрова»

Х: «На зиму дрова пилили –З-з-з»

И.п.: ноги на ширине плеч, туловище немного наклонено вперед, руки соединены, имитируют движения с пилой – вперед, назад.

«Мы дрова кололи вместе топором –Ух!»

И.п.: ноги на ширине плеч, туловище немного наклонено вперед, руки соединены, имитируют движения с топором- вверх (вдох), вниз (на выдохе «Ух»).

П: игра повторяется 3-4 раза.

«Надувайся пузырь»

Х: дети и родители становятся в круг близко друг к другу, со словами: «Надувайся пузырь, надувайся большой, да не лопайся» -расходятся в стороны, продолжая надувать пузырь(вдох через нос, резкий выдох через рот). «Лопнул-«С-с-с»- сходятся к середине.

П: игра повторяется 4-5 раз.

«Дождик»

Новогодний дождик, прикрепленный к палочке.

«З» - «Комар»

Х: «Давайте поймаем комара (развести руки в стороны, затем медленно сводя вместе со звуком «З», хлопнуть в ладоши)–поймали».

П: повторить 4-6 раз.

«С» - «Насос»

Х: «Мы будем накачивать колесо (или шарик), в руках у нас насос (стать прямо, ноги на ширине ступни, поднимаем руки до уровня груди-делаем вдох через нос, опускаем руки вниз – делаем выдох со звуком «С»)».

П: повторить 4-6 раз.

«Ж» - «Жук»

О: игрушка жука (или другого летающего насекомого) на длинной нитке (25см), лежащая в яйце (от киндер-сюрприза).

Х: дети открывают яйца, а мамы за нитку поднимают жуков. Жуки улетают, а дети пытаются дотянуться и поймать их двумя руками. Жуки летают со звуком «Ж»- мамы и ведущий демонстрируют звук, побуждая детей к подражанию.

«Ш» - «Ветер»

«Ш»(с бумагой)

П: можно использовать совместно с упражнением «Бабочки».

Х: «Подул сильный ветер-«Ш-ш-ш», бабочки разлетелись».

П: дети могут показать как быстро летали бабочки. Затем собрать бабочек и снова повторить игру.

С пергаментной бумагой-сминание-шелест.

«А»-«Горячий чай»

О: посудка.

Х: «Давайте угостим зверят чаем (изобразить как наливаем чай из чайника), чай горячий «А», нужно остудить (подуть на чай). Теперь можно угощать-чай остыл».

«Шарик»

Х: «Наши щечки превращаются в шарики. Надуваем их (и резким движением указательных пальцев выпустить воздух изо рта) – лопнул».

П: повторить 4-6 раз.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дыхание - одна из самых важных функций организма. Сегодня разработаны специальные дыхательные практики, которые направлены на использование скрытых резервов организма, раскрытие его потенциала, повышение работоспособности.

Развитие речевого дыхания - важнейший раздел в системе коррекционной работы практически при любой речевой патологии: заиканий, дизартрии, ринолалии, нарушениях голоса, дислалии. И хотя при каждом речевом нарушении имеется своя специфика деятельности, общим является выработка навыков плавного, длительного, целенаправленного выдоха. Работа над развитием речевого дыхания должна проводиться систематически, последовательно, с учётом речевой патологии, а с детьми дошкольного возраста - в игровой форме.

Выделяют 2 аспекта: оздоравливающий и развивающий.

Вся работа по формированию физиологического и речевого дыхания, которая проводится в дошкольном образовательном учреждении, требует участия следующих специалистов: логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, медицинских работников.

Библиографический список

1. Козырева, Л. М. Говорю красиво и правильно / Л. М.Козырева. - Екатеринбург: У – Фактория, 2005. – 224 с.

2. Кольцова, М.М. Ребёнок учится говорить / М.М. Кольцова. – М.: Просвещение, 1979. – 189 с.

3. Леонтьев, Н. Н. Анатомия и физиология детского организма / Н.Н. Леонтьев, К.В. Маринова. – М.: Просвещение, 1986. – 287 с.

4. Любимова, З.В. Возрастная физиология: учебник для вузов / З.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никитина. – М.: Владос, 2004. – 304 с.

5. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребёнка / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1972. – 199 с.

6. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок / А. И. Максаков. – М.: Просвещение, 1982.- 205 с.


Делать все эти упражнения можно в различных исходных положениях: лежа, сидя, стоя, прохаживаясь по комнате, а также выполняя несложные движения.

К ним относятся: различные движения рук (поднимание их вверх, закладывание на затылок или за спину, разведение прямых рук в стороны и т.д.), полуприседания, полупоклоны в сочетании с различным положением рук, а также всевозможные движения ног или корпуса, способствующие укреплению дыхательного аппарата, организации правильного вдоха и выдоха, развитию силы и подвижности дыхательной мускулатуры.

Упражнение 1

Быстрым, плавным движением развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх на уровне плеч, слегка прогнувшись назад. Одновременно сделать быстрый глубокий вдох носом.

Медленно и плавно выдохнуть через рот. На выдохе сдавить ладонями грудную клетку в среднем и нижнем отделе, одновременно опустить голову вниз, слегка наклонить туловище вперед. Произносить с-с-с.

Упражнение 2

Сделать вдох носом, как в предыдущем упражнении, разводя руки в стороны и прогибаясь немного назад.

Наклонить туловище вперед, стараясь достать руками пальцы ног. На медленном выдохе через рот произносить ф-ф-ф-у-у-у.

Упражнение 3

Вдохнуть через нос, наклонить туловище вправо, правой рукой дотянуться до пола. При этом ладонью левой руки скользить вдоль туловища вверх до подмышечной впадины. На выдохе через рот медленно произносить ш-ш-ш.

Принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом и повторить упражнение в противоположную сторону.

Упражнение 4

Вдох носом, наклонить туловище вперед, правой рукой достать пальцы левой ноги. В этом положении на медленном выдохе произносить ха-хо-ху.

Выпрямиться, вдохнуть, наклонить туловище, пытаясь левой рукой достать ступню правой ноги. На выдохе произносить фа-фо-фу.

Упражнение 5

Левая рука на поясе. Вдох носом, сделать 3 пружинящих наклона корпуса влево, подняв правую руку над головой. Выдохнуть через рот. Затем, выпрямляясь, быстро вдохнуть носом, сменить руки (правую - на пояс, левую - над головой) и повторить движение в правую сторону.

Упражнение 6

Исходное положение: сидя на стуле, руки согнуть в локтях, кисти около плеч.

На выдохе через рот осуществлять поочередно вращательное движение локтями (вперед и назад). При движении локтей вниз слегка наклоняться вперед и опускать голову. При движении локтей в стороны и вверх - голову вверх и легкий прогиб назад.

Вдох делать носом в верхнем положении рук, затем медленный выдох на 2-3 вращательных движения руками, после чего новый вдох и выдох с движением рук в противоположном направлении.

Упражнение 7

Поворачивать голову вправо-влево и одновременно с каждым поворотом делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдохнуть через рот, произнося пффф.

Выполнить это упражнение, покачивая головой из стороны в сторону, вперед-назад.

Упражнение 8

Исходное положение - основная стойка. Вдохнуть. На выдохе ходьба на месте с фиксированным выдохом через сближенные губы (мысленно считать до 30).

Упражнение 9 . Насос

Упражнение выполнять стоя. Ноги на ширине плеч. Мысленно смоделировать рукоятку насоса и, резко наклоняясь, нажимать на нее, как при накачивании шины. На выдохе произносить звук с (ш, ф). Каждый звук соответствует одному вдоху и выдоху:

с-с-с-с-с-с.

Выполнить упражнение 5 раз.

Упражнение 10. Лыжник

Встать в позу бегущего лыжника, имитировать движения лыжника, отталкивающегося палками. Это упражнение выполнять более интенсивно, чем «насос». Каждый следующий слог должен соответствовать одному вдоху и выдоху:

су-со-са-сэ-си-сы.

Выполнить упражнение 5 раз.

Упражнение 11. Китайский болванчик

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. Вдохнуть, запрокинуть голову назад, на выдохе четко произнести:

ба-бо-бэ.

Принять исходное положение, вдохнуть, медленно наклонить голову, соприкоснувшись подбородком с грудью, на выдохе произнести:

на-но-нэ.

Принять исходное положение, вдохнуть и, наклонив голову влево, на выдохе произнести:

ма-мо-мэ.

Принять исходное положение, вдохнуть и, наклонив голову вправо, на выдохе произнести.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: